В ТУЛЬСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ (ТИЭИ) любой человек может получить качественное высшее образование, независимо от возраста!

 

Где и как взрослый человек может получить новую профессию?
Сегодня стремительно исчезают многие профессии, на смену им приходят абсолютно новые. Почти все они требуют знания цифровых технологий. Молодежь ими владеет. А что делать тем, кому старше 40-50 лет? Переучиваться на курсах и получать новую профессию? Первым делом освоить компьютер? Открыть свое дело? Эти вопросы мы задали Олегу Подольскому, координатору федерального проекта «Кадры для цифровой экономики». Напомним, этот проект стал частью национальной программы «Цифровая экономика России».

Олег Андреевич, все эксперты единодушны — учиться надо в течение всей жизни. Со школьниками и студентами все ясно, а кто, как и где будет учить людей зрелого возраста? И главное, чему им надо учиться?

Олег Подольский: В цифровой экономике увереннее всего чувствует себя молодежь от 12 до 25 лет. Тем, кто старше, кому сегодня 50, 40 и даже 30 лет, необходимо помнить о постоянном саморазвитии, задуматься о дополнительном профессиональном обучении, чтобы в любом возрасте оставаться востребованным. Скажем, ты обычный учитель физики. Получи новые знания по методике проектной работы в инженерных классах. Полиграфист или редактор может изучить программы дизайна или разработки цифровых медиапродуктов. Психолог — освоить дистанционное консультирование, а юрист — расширить практику права в отношении роботов или последствий использования искусственного интеллекта в управлении беспилотными автомобилями.

У людей 45-50 лет и старше — спад тех самых компетенций, которые определяют эффективное использование современных технологий, сервисов и инструментов цифровой экономики. Таких, например, как уверенная, безопасная работа в интернете, использование различных мобильных приложений в работе и быту, онлайн-покупки. Этим людям прежде всего надо повышать цифровую грамотность. Немаловажную роль играют и внутренняя мотивация, готовность к изменениям, желание учиться и пробовать себя в новом деле.

Со следующего года в пилотных регионах будет выделено для таких активных взрослых 5 тысяч персональных цифровых сертификатов, оплаченных государством. По сертификату с предполагаемой стоимостью от 10 до 13 тысяч рублей в очно-заочной форме можно будет пройти образовательные курсы, обучиться и развить новую компетенцию за две-три недели, месяц. Пилотные регионы определят по конкурсу.

Что делать тем, кто не живет в пилотных регионах и не попадет в число обладателей сертификатов?

Олег Подольский: К июню 2020 года в России должен заработать общедоступный открытый онлайн-сервис по развитию цифровой грамотности. Мы ожидаем, что к 2024 году там смогут учиться до десяти миллионов россиян. Учеба будет бесплатной. В регионах открыты бесплатные курсы компьютерной грамотности.

Но, повторю, это не главное. Надо сказать себе: «Я хочу меняться. Если я хочу достичь чего-то нового, я должен учиться тому, чего никогда не делал раньше».

У внука 25 друзей. Они заходят на сайт, получают первую порцию варенья бесплатно. А потом уже покупают его

Как же этого добиться?

Олег Подольский: В отдаленных городах и селах, там, где недостаточно рабочих мест, нет высокотехнологичных предприятий, ситуация, конечно, сложнее, но и тут можно найти выход. Допустим, человек кормит себя огородом и, собирая лесные ягоды, например бруснику, получает за сезон 40-50 тысяч рублей. Но ведь можно заработать больше, если использовать онлайн-возможности. Взять компьютер, попросить внука создать страничку в интернете о продаже полезных, полных витаминов ягод. Это может занять несколько часов. Потом можно использовать бизнес-модель фримиум (Freemium). Ее особенность в том, что сначала вы предлагаете что-то бесплатно и понемногу, а потом, заполучив счастливых клиентов, уже предлагаете купить полную услугу или товар.

У внука 25 друзей, которые заходят на сайт, смотрят на эти вкусняшки, а потом получают первую порцию бесплатно. Они рассказывают об этом еще такому же количеству друзей и отсылают ссылку на сайт. Для доставки вы можете пригласить давно незанятого соседа, создавая попутно рабочие места. Дальше вы можете уже не только продавать ягоды и варенье, но и сушеные ягоды, компоты, и все это с помощью сайта. Это самый простой пример. Вариантов множество — рукоделие, творчество во всем многообразии, различные услуги. Важно на первом этапе проанализировать, что вы сами хотите делать, оценить свои возможности и предложить то, на что есть спрос.

А если я всю жизнь продавала проездные билеты в киоске, какие у меня перспективы в цифровой экономике?

Олег Подольский: У вас есть ценные навыки общения, умение работать в стрессовой ситуации и базовые математические знания. Тут два пути. Вы можете оказывать дополнительные услуги, взяв на себя, например, функции оператора кол-центра, работать с компьютером. Или, используя свои умения читать, быстро считать, действовать по алгоритму, к примеру, продавать туры. Если раньше благом считалась работа на одном месте в течение всей жизни, то сейчас уже 5-6 разных мест — норма. Важно не бояться менять работу, меняться, развиваться и двигаться дальше.

От первого лица

Михаил Эскиндаров, ректор Финансового университета при правительстве России:

— Хотите быть с хорошей работой через пять лет? Идите на экономику, бухгалтерский учет. Бухгалтер никуда не делся и еще много лет будет ­востребован.

Подробности

Национальная программа «Цифровая экономика» рассчитана на 2017-2024 годы. Одна из главных задач — повышение цифровой грамотности населения. Предполагается, что в России к 2024 году вузы станут выпускать ежегодно 120 тысяч специалистов по информационно-компьютерным технологиям, 800 тысяч выпускников колледжей, техникумов и вузов будут знать информационные технологии на среднемировом уровне, а 40 процентов населения страны научатся самым необходимым цифровым навыкам.

Возьмите на заметку

Фримиум — бизнес-модель, особенность которой — наличие бесплатной небольшой версии продукта и полной платной версии. Этой бизнес-моделью часто пользуются компании, предлагающие компьютерные игры, программы для управления небольшими проектами, когда, например, 10, 20 или даже 50 сотрудников находятся в удаленном доступе и надо координировать их работу. Востребована эта бизнес-модель у интернет-сервисов бухгалтерского сопровождения, когда минимальные услуги предлагаются бесплатно, а полный комплект — уже за деньги.

Источник: https://rg.ru/2018/10/24/gde-i-kak-vzroslyj-chelovek-mozhet-poluchit-novuiu-professiiu.html