Т у л ь с к и й  у н и в е р с и т е т
(ТИЭИ)


Миссия: доступность, эффективность, высокое качество образования
на основе использования современных технологий обучения

  • Тел: (4872) 700-354 (многоканальный)
  • 8-800-505-71-04 (звонок бесплатный)

  • 300026, г.Тула, ул.Рязанская, 1
  • mail@tiei.ru abitur@tiei.ru

ДАЙДЖЕСТ-08 – ИНТЕРВЬЮ Е.Б.КАРПОВА РАДИОСТУДИИ ГТРК “ТУЛА”
Расшифровка записи интервью ректора ТИЭИ Е.Б. КАРПОВА радиостудии «ГТРК – Тула» 20 июня 2008 г.

– Евгений Борисович, какова главная задача на сегодняшний день, стоящая перед высшей школой? И чем она отличается от той, которая была на повестке дня 5, 10 лет назад?

– Я рад приветствовать наших  радиослушателей и благодарен  за то, что Вы пригласили меня  к обсуждению такой важной на сегодняшний день темы, как  развитие высшей школы. Постараюсь сделать нашу беседу интересной и полезной для аудитории.

Нашей страной взят курс на системную модернизацию. Путь к ней лежит через несколько ключевых понятий – институты, инфраструктура, инвестиции, инновации и так называемый «пятый элемент» – интеллект. Только идя по этим ориентирам можно построить экономику, основанную на знаниях –  экономику, свободную от сырьевой зависимости,  конкурентноспособную  в критериях глобального мира и обеспечивающую стране – ее обладателю –  ключевые позиции  и влияние на мировую политику.
Инновационная экономика – это  и качественно новый уровень жизни людей в условиях доступности достижений научно-технического и гуманитарного прогресса. По моему мнению, наша страна с небольшими отклонениями, но по большому счету, во все времена была ориентирована на достижение этих целей. Но сегодня они возведены в ранг национальной стратегии, национального приоритета. И главное, что Человеческий потенциал  отныне признан наивысшей ценностью. Из этого вытекает очень много всего, что мы еще не почувствовали на себе, но что очень скоро  неизбежно начнет влиять на изменения в жизни каждого человека. Образование, Высшая  школа, должны  соответствовать уровню поставленных целей, их роль на сегодня – едва ли не ключевая. Стране нужны образованные и высоко образованные люди. Из этого сложения качественных показателей произойдет общий цивилизационный прорыв.

-Тульский институт экономики и информатики хорошо знают  в нашей области. Известно, что  неизменный девиз ТИЭИ – высокое качество образования. Напомните, по каким формам и  специальностям  вы сейчас ведете подготовку?

-Наш вуз  проводит обучение по дневной и заочной формам. Модульное заочное обучение представляет собой нечто среднее между очно-заочной формой и предполагает еженедельные занятия преподавателей со студентами. Классическая заочная форма – это две сессии в году. Так что студенты могут выбирать, как им удобнее учиться.
В последние годы мы активно внедряем дистанционные формы обучения – через Интернет. Все началось с абитуриентов с ограниченными физическими возможностями, которые просили нас найти приемлемый для них способ учебы. Теперь дистанционные технологии  используется нами гораздо шире, поскольку позволяют преодолевать временные и пространственные ограничения. Стиуденты получают полноценный  учебный контент, усвояемость их знаний находится под постоянным контролем наших преподавателей, в любое время по телефону или по электронной почте  они могут задать вопрос своему куратору и  получат исчерпывающий ответ. Надо сказать, что за этой формой – будущее. Весь мир, и мы вместе с ним движемся в направлении постоянной, в течение всей жизни  человека, оптимизации  имеющихся у него знаний.  Известно, что каждые пять лет происходит удвоение имеющейся у человечества суммы знаний. Это значит, что каждому из нас  учиться нужно будет постоянно. И от информатизации процесса образования будет зависеть степень его доступности для людей и в конечном итоге, то самое качество человеческого потенциала, которое мы хотим иметь.
Что касается специальностей ТИЭИ. С этого года  наряду с подготовкой специалистов мы  вводим двухуровневую систему – бакалавриат и магистратура.   Существенно расширяется спектр специализаций.
Назову лишь несколько:
Экономика и правовое обеспечение хозяйственной деятельности,
Государственные и муниципальные финансы,
Бухгалтерский учет, анализ и аудит в банках и других финансово-кредитных учреждениях,
Корпоративные информационные системы,
Педагогика и психология и ряд других.
Подробно с этой информацией всех, кто интересуется, ознакомят в приемной комиссии ТИЭИ. 

-Специалитет, бакалавриат, магистратура –  а как разобраться во всем этом работодателю? Предположим, ему нужен бухгалтер.  Так кого он должен брать на работу – выпускника с дипломом специалиста или бакалавра?

– Мы только входим в европейскую систему стандартизации образования, поэтому так много вопросов.
Во-первых, набор на специалитет заканчивается в этом году. Через пять-шесть лет больше не будет ни одного выпускника с дипломом, в котором бы стояло слово «специалист». Отечественная высшая школа будет готовить только бакалавров и магистров. 
Во-вторых, говоря о современном работодателе, нельзя не отметить, что от также очень сильно эволюционировал. Все меньше тех, кто принимает человека на работу, лишь заглянув в  его диплом.  К соискателю применяется квалификационное тестирование, на предприятиях создаются целые службы, которые занимаются отбором соискателей по достаточно большой сумме критериев. Поэтому на первый план выходит внутреннее содержание соискателя, совокупность имеющихся у него компетенций,  теоретических и практических знаний, навыков,  способности  и нацеленность на оптимизацию своего  личностного и профессионального потенциала.   И  выстраивая свой учебный процесс, мы преследуем цель подготовить именно такого человека – с высоким конкурентным потенциалом. Поэтому огромное значение уделяем воспитательной работе,  стараемся простимулировать социальную активность наших студентов, пробудить в них заинтересованность и ответственность по отношению ко всем средам.

-А  каковы нынче основные требования работодателя к соискателю работы? Можно перечислить три  самых часто встречающихся?

-Собственно, я уже сказал, но с удовольствием повторю:
– высокий уровень  профессиональных знаний;
– нацеленность на личностный и профессиональный рост;
– готовность к постоянной оптимизации своей базы.

-Сейчас стало модным создавать  при вузах различные службы по трудоустройству выпускников. В ТИЭИ, наверное, тоже такая есть.

-У нас в вузе такая служба была с момента его основания. С течением времени она модернизировалась и на сегодняшний день это Центр трудоустройства и карьерного роста студентов и выпускников.

-Скажите, сколько вы выпускаете дипломированных специалистов в год, и скольким из них можете помочь в трудоустройстве. И вообще, не миф ли все это?

– Ежегодно мы выпускаем около тысячи студентов, и по данным официальной статистики свыше 90 % из них  трудоустраиваются по полученной в вузе специальности. 
Мифы появляются тогда, когда учебное заведение имеет подобную службу, но недостаточное внимание уделяет качеству образования. Вы понимаете, о чем я говорю.  Продвинуть на рынке труда хорошего специалиста сегодня вполне реально. Безусловно, нужно сотрудничать с предприятиями нашего региона, соседями из других областей. Учитывать в учебном процессе отраслевую специализацию при подготовке студентов, работать под конкретный заказ предприятий. Но повторяю: выпускать нужно специалиста, за которого не будет стыдно, и который не сможет сказать, что годы учебы в институте прошли для него даром.

-Не могу не спросить вас о том, о чем сейчас говорят на всех уровнях, начиная с Президента Российской Федерации, в правительстве, в СМИ, да где угодно. Что у нас огромное перепроизводство специалистов по отдельным специальностям, скажем, юристов, экономистов. Ваше мнение на этот счет.

– У нас действительно перепроизводство плохих специалистов. Начало рыночных отношений в сфере образований вынесло на поверхность пену – вузы-однодневки, различные филиалы с громкими титулами столичных вузов, университетов и академий, которые на деле оказались   лишь плохими бизнесменами от образования. Лишние «специалисты» в кавычках – это их вина. И лично мне очень жаль тех людей, которые  потеряли время, средства, и в итоге, имея диплом, не могут устроиться на работу из-за того, что получили не образование, а подверглись профанации.

Сейчас в системе  Высшей школы на уровне государства наводится очень серьезный порядок. Год назад  наш институт проходил  процедуру государственной аккредитации. И честно, говоря, защита докторской диссертации по сравнению с госаккредитацией вуза показалась мне простенькой задачей.

– Евгений Борисович, что вы, как ректор пожелаете абитуриенту – 2008?

– Осознанно сделать один из самых  судьбоносных выборов в своей жизни – выбрать вуз, который в максимальной степени отвечает их устремлениям и гарантирует высокое качество образования, хорошие стартовые позиции на выходе. Не стесняйтесь, собирайте информацию, приходите в приемную комиссию, запрашивайте документы,  досконально изучайте их. В общем, отнеситесь к выбору вуза в хорошем смысле слова потребительски.
Ну и настраивайтесь на серьезную работу. Сегодня без нее никак.

Интервью взяла Юлия Шведских
Яндекс.Метрика